Особенности адаптации ребенка в условиях санатория и временного детского коллектива

Адаптационный период у ребенка может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к санаторию, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с персоналом. Чем скорее ребенок найдет себе компанию друзей по душе, тем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период.

Как правило, уже на второй-третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в санатории.

Во время адаптационного периода у ребенка может возникать чрезмерная плаксивость, агрессия, раздражение, отсутствие аппетита и сна. 

Это нормальные поведенческие проявления и реакции в ответ    на возникшие изменения и условия новой среды, в которой оказался ребенок..

От чего же зависит адаптационный период? Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания несовершеннолетнего. Для более быстрого и безболезненного привыкания к санаторию желательно, чтобы ребенок умел сам дружить, т.е. заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их.

Быстрее всего адаптируются к санаторной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки, музыкальные и художественные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в санатории.

В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка.   Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт, как со сверстниками, так и с воспитателями, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствуют себя одинокими. Такие дети без труда вливаются в санаторную жизнь, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родители сами выходят на связь. Домашние, робкие и  застенчивые дети адаптируются дольше. Они стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в самые первые дни, пока педагог осваивается со своими подопечными, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними. Сопровождающим требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в санаторную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться 5-7 дней.

Если Ваш ребенок трудно вливается в новые коллективы, его можно отправить в санаторий вместе с другом, это не совсем снимает, но во многих случаях сильно ускоряет процесс адаптации.

Как помочь своему ребенку?

Заботливые родители могут подготовить ребенка к санаторию, привить ему навыки, которые помогут легче освоиться, «влиться» в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное. Родителям ребенка, который отправляется в санаторий впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила санаторной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в санаторий, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Перед поездкой, родителям следует поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже, что первые дни самые тяжелые, что главное не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Так же объясните, почему он едет в санаторий, почему так важно, чтобы он поехал, что это нужно для его здоровья.

Покажите ребенку фотографии санатория и детей в нем, пусть ребенок увидит, что дети улыбаются, у них есть различное времяпровождение от процедур до разных игр.

Многие дети, особенно дети дошкольного  и младшего школьного возраста, считают, что родители хотят от них избавиться, и вам нужно устранить этот страх.

Убедите ребенка, что даже будучи далеко от дома он не окажется брошенным, у него все равно будет защита и опора – это педагог, сопровождающий его и все работники санатория. Очень важно, чтобы родители объяснили ребенку, что в любой ситуации он может обратиться к ним за помощью или советом.

Обязательно решите вопрос связи. Убедитесь, что ребенок знает, как пользоваться телефонным аппаратом. Ребенок будет чувствовать себя уверенней, зная, что может позвонить домой. Однако наличие доступной связи вовсе не означает, что дети должны беспокоить родителей по любому, даже самому незначительному поводу. И, наоборот, родителям не стоит излишне контролировать своих чад. Частые звонки родителям не только не способствуют более мягкой адаптации, но, и напротив, могут стать поводом для конфликтов. Так ребенка, который по нескольку раз в деть отчитывается о том, что он делал, с кем играл, когда ел, могут прозвать «маменькиным сынком».

Совет: «Не стоит остро реагировать на жалобы ребенка и его разочарование санаторной жизнью. Скорее всего, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации. Пройдет несколько дней и ребенок успокоится, привыкнет и, вероятно, в конце смены даже не захочет ехать домой.

Детям дошкольного и младшего школьного возрастов рекомендуется по возможности дать с собой любимую игрушку или книжку и сказать, что уж с такими верными и понимающими друзьями ему точно не будет одиноко.

До достижения пятилетнего возраста, ребенок может поехать в санаторий с кем-то из родителей, с бабушкой или дедушкой, что позволит и родителю, и ребенку быть спокойными и познакомиться с санаторием поближе. Часто после этого родители безболезненно отпускают детей на индивидуальное пребывание, а дети переносят последующую адаптацию быстрее и легче. Если в семье детей несколько и все они разного возраста, вы так же можете приехать в санаторий всей семьей! Так будет еще веселее и проще!

 

Даже если первое знакомство Вашего ребенка с санаторием или лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Санаторий – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, выучив этот урок, в следующий раз Вы будете пребывать в спокойствии, отправив своего ребенка на оздоровление, а Ваш ребенок отдохнете с куда большим удовольствием и положительными эмоциями.

В случае затруднений, которые возникнут у ребенка в период его адаптации в условиях пребывания в нашем КУП «ДРОЦ «Свитанке», приглашаем вас и вашего ребенка к сотрудничеству с педагогом-психологом Центра.