Как понять, что ребенок подвергается насилию в школе, классе?

Каждый учитель, преподаватель в состоянии заметить, что с ребенком происходит что-то не так. Когда Вы знали ребёнка одним и, по непонятным причинам, его поведение резко изменилось и стало непривычным (например, из тихого ребёнка он превратился в неспокойного и неуправляемого или, наоборот, из активного и любопытного замкнулся в себе и старается не привлекать внимания), — такое поведение может стать сигналом, что у этого ребёнка что-то произошло.

Необходимо обратить внимание, если  ребенок:

·  излишне агрессивен,

·  излишне тревожен,

·  имеет резкие перепады настроения, может проявлять вспышки гнева, громко смеяться без видимой причины, плаксивость без повода, чувствительность, неопределенность в желаниях и т.п.,

·  у ребенка пропал аппетит,

·  нет желания играть,

·  ребенок постоянно обеспокоен чем-то,

·  замкнутость (если это для него не типично),

·  если стал проявлять трудности в общении со взрослыми и сверстниками,

·  панический страх перед одноклассниками или каким–то конкретным учеником,

·  жестокость к животным или к более слабым детям,

·  врут, чтобы избежать наказания, воровство, низкая успеваемость,

·  депрессия, прогулы в школе,

·  ребенок стал рассеянным, невнимателен, забывчив, не может концентрироваться,

·  стал пугливым, появилась боязнь громких звуков и резких движений,

·  частая потеря или порча личных вещей (мобильного телефона, рюкзака, учебников и др.), синяки, ссадины, порванная или измятая одежда.

Отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения или явно не правдоподобные объяснения — сигнал, что в отношении этого ребенка  могло быть применено насилие.

Советы учителю по профилактике буллинга и мобинга в классе (школе).

·  Для поддержания дисциплины и управления учебным процессом используйте позитивный подход: формулируйте правила поведения и требования к ученикам в форме «как лучше делать» (выполняйте задание аккуратно), а не как «не надо» поступать (не надо разводить грязь в своих тетрадях).

·  Поощряйте участие застенчивых и робких детей. Давайте им задания, в которых они смогут реализовать себя в полной мере и преодолевать себя. Привлекайте учащихся к разным совместным делам, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность: подготовке утренника, организации экскурсии, дежурстве, поливке цветов, украшении класса к празднику и др.

·  Подкрепляйте нужное поведение учащихся посредством зрительного контакта, одобрительным кивком головы или улыбкой.

·  Поощряйте желание учащихся помогать друг другу в выполнении домашнего задания, подготовке к контрольной, тренировке навыков для сдачи нормативов по физкультуре и др.

·  Подчеркивайте важность и ценность культурного, национального, религиозного многообразия, а также различных способностей и умений, вкусов и предпочтений, физических и интеллектуальных возможностей. Рассказывайте учащимся о причинах, по которым некоторые дети ведут себя не так, как остальные, объясните, что они испытывают трудности в учебе, имеют ограничения в занятиях спортом и играх из-за нарушений умственного или физического развития. Стоит обращать внимание на то, что все люди в целом и ученики  класса в чем-нибудь отличаются друг от друга и именно это придает им неповторимость.

·  Не допускайте и пресекайте сами и со стороны других любые насмешки, обидные комментарии в адрес других людей.

·  Не противопоставляйте учащихся коллективу. Не перехваливайте или не унижайте учащегося за его способности, чтобы не вызвать к нему зависть других учеников или указать на слабого (единственный, кто не справился). В классе (группе) не должно быть «любимчиков» и тех, кого учитель явно недолюбливает.

·  Поощряйте сотрудничество, а не соперничество.

·  Своим личным примером показываете уважительное отношение ко всем учащимся и другим учителям. Не оставляйте без внимания ни одного случая неуважительного (дискриминационного) поведения или высказывания, унижающего достоинство человека.

·  Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный характер. Критикуйте поступок и его последствия, а не учащегося. Избавьтесь от такой характеристики как «ты как всегда…» Это только закрепляет негативное поведение и реакцию.

·  Если провинился один, то не стоит наказывать весь класс. Разберитесь в ситуации, кто виноват.

·  Отстающего учащегося, или того, кто систематически нарушает дисциплину на уроке, можно посадить рядом с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником. Не усиливайте изоляцию отвергаемых учащихся, сажая их отдельно. Рассадите ребят, если один задирает и обижает своего тихого соседа. Не допускайте развития ситуации до конфликта, в котором может пострадать ребёнок. Но не делайте этого демонстративно!

·  В классе (группе), где есть отвергаемые учащиеся, при проведении командных или групповых мероприятий, распределите на команды самостоятельно заранее. Если в классе есть изгои, по возможности, избегайте соревнований и соперничества, чтобы в неудаче не обвинили их.

·  Привлеките непопулярных учащихся к участию в мероприятиях класса (группы), где он сможет реализовать свои способности. Совместная деятельность сплачивает коллектив.

·  Если ученик совершил проступок или попал в неловкую ситуацию, дайте ему шанс исправиться. Например, если вы застали ученика, когда он брал без спроса вещь одноклассницы, поговорите с ним наедине и пообещайте не предавать этот случай огласке, при условии, если ученик так больше не будет поступать.

·  Не пренебрегайте жалобами учащихся. Враждебные высказывания ребят по отношению друг к другу, оскорбительные записки и рисунки, другие проявления агрессивности не должны оставаться без внимания. Даже мелкие проступки требуют изучения ситуации. Абсолютно недопустимо говорить в ответ, когда учащийся жалуется на то, что его обижают: «Хватит жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!», «Сами разбирайтесь».

 

В случае затруднений, которые возникнут у ребенка в период его пребывания в нашем КУП «ДРОЦ «Свитанке», приглашаем вас и вашего ребенка к сотрудничеству с педагогом-психологом Центра.